Основы менеджмента качества
Цель реализации программы:
- дать слушателям необходимый объем информации по современным воззрениям на менеджмент качества предприятия для умелого использования полученных знаний на производстве при осуществлении работ по его совершенствованию, улучшению качества продукции и условий безопасности ведения процессов, повышению конкурентоспособности предприятия, удовлетворённости потребителей, персонала и общества в целом.
Особенностью курса является преломление общих положений и рекомендаций рамочных стандартов по качеству (стандартов ИСО серии 9000, версии 2015 г.) применительно к особенностям деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности с учётом требований стандарта ГОСТ РВ 0015–002–2012 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования».
Программа повышения квалификации
по курсу «Основы менеджмента качества»
Тема 1. Введение. Назначение и задачи курса «Основы менеджмента
качества».
Содержание дисциплины, рекомендуемые и обязательные условия для ведения процесса обучения, его организация, ожидаемые результаты и требования к ним.
Проблема качества и её глобальный характер. Особенности современного этапа социально-экономического развития РФ. Безальтернативность пути успешного развития государства в условиях рыночной экономики. «Японское чудо» – пример реализации возможностей системного подхода к управлению качеством.
Знания в области качества – первый необходимый шаг к обеспечению эффективности деятельности нации по повышению конкурентоспособности государства, предприятий, продукции.
Тема 2. Терминология менеджмента качества.
Международная стандартизация терминов в области менеджмента качества и её развитие: от международного стандарта ИСО 8402:1994 «Управление качеством и обеспечение качества – словарь» до стандарта ИСО 9000:2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Рассмотрение терминов, относящихся к:
-качеству (качество, виды требований, валидация, верификация и др.);
-менеджменту (система, менеджмент, система менеджмента качества, политика, цели, миссия, видение, стратегия и др.);
-организации (структура, инфраструктура, заинтересованные стороны, внешние и внутренние потребители, среда организации и др.);
-процессам и продукции (процесс, продукция, проект, документированная процедура, выходы, входы, риск и др.);
-характеристикам и соответствию (прослеживаемость, несоответствие, компетентность, корректирующие и предупреждающие действия и др.);
-документации (нормативная и техническая документация, документированная информация, запись и др.).
Тема 3. Базис качества продукции.
Три составляющие базиса: стандартизация, метрология, сертификация. Основные принципы, положения, содержание данных отраслей знания. Взаимосвязи и пути развития в национальных и в международных рамках.
Виды и особенности нормативной документации для продукции военного назначения. Обеспечение единства измерений с учётом требований государственных военных стандартов. Сертификация – инструмент для обеспечения качества продукции, защиты прав потребителей и интересов государства.
Национальные системы сертификации, аккредитованные на право сертификации вооружения и военной техники, а также систем качества их предприятий-изготовителей («Оборонсертифика», «Военный регистр» и др.)
Тема 4. Методология менеджмента качества.
Современные воззрения на менеджмент качества (стандарты ИСО серии 9000, модели совершенства, всеобщий менеджмент качества).
Значение, структура, основные принципы и положения международных стандартов ИСО серии 9000.
Трактовка определения менеджмента качества, составляющие виды деятельности: разработка политики, целей, миссии, видения, стратегии в области качества, осуществление планирования, управления, обеспечения и улучшения качества.
Тема 5. Статистические методы управления качеством.
Теория и практика применения статистических методов управления качеством. Семь простых методов: контрольные листки, диаграмма Исикавы, гистограммы, стратификация (расслоение), диаграммы рассеивания, диаграммы Парето, контрольные карты. Виды, построение, получаемая информация, возможности управления процессами.
Тема 6. Особенности современной системы качества организации.
Демонстрация высшим руководством своего лидерства и приверженности в отношении системы менеджмента качества (СМК) при её создании и функционировании. Содержание, структура, основные требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2015 к СМК. Разъяснение семи принципов менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство; взаимодействие людей; процессный подход; улучшение; принятие решений, основанных на свидетельствах; менеджмент взаимоотношений. Основные особенности предлагаемой модели СМК:
– понимание потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон;
– применение риск-ориентированного мышления;
– понимание среды организации (установление внешних и внутренних факторов);
– осуществление менеджмента знаний организации.
Предназначение, сущность и содержание государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015–002–2012. Особенности стандарта, которые необходимо учитывать при разработке систем качества на предприятиях отрасли, курируемыми военными представительствами.
Тема 7. Практика разработки и внедрения системы менеджмента
качества.
Возможные подходы к разработке систем. Порядок разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества организации в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 9001–2015, ГОСТ РВ 0015–002–2012.
Документированная информация системы. Иерархическая структура и управление документированной информацией (документами и записями). Обязательные и рекомендуемые документированные процедуры.
Выбор системы сертификации для осуществления сертификации СМК. Подготовка предприятия к проведению сертификационного аудита (внутренний и внешний аудит). Процедуры сертификации и инспекционного контроля системы менеджмента качества предприятия.
Тема 8. Улучшение деятельности предприятий в области качества.
Результаты формального и неформального внедрения систем менеджмента качества на предприятиях отрасли и в РФ. Ключевые факторы, обеспечивающие результативность и эффективность действия системы менеджмента качества предприятия.
Перспективы развития и совершенствования систем качества (от соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 к рекомендациям ГОСТ Р ИСО 9004-2010 и до реализации принципов TQM).
Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества. Самооценка деятельности предприятий и её перспективность для совершенствования их систем менеджмента качества.
Объем программы – 48 часов